Ценность личности и внедрение иностранного опыта

"...Представьте себе вовсе не гипотетическую для  России ситуацию. Группа мужчин ловит сетями рыбу в загрязненной промышленными отходами водоёме. И эта рыба предназначена не для личного потребления, а для продажи.

Или еще один пример. Компания отгружает партию некачественного продовольствия клиенту по бросовой цене, а тот продает его в своих магазинах , зная о том, что оно некачественное, по рыночной цене. 

Оба примера – это поведенческие феномены, которые, как это не парадоксально, непосредственно влияют на систему менеджмента предприятия и внедрение управленческих инноваций.

Отношение к клиенту и собственному персоналу – две стороны одной монеты..

Эти отношения – фундаментальный фактор социальной жизни, связующее звено, позволяющее людям осуществлять совместную деятельность, общаться, наконец, внедрять agile в банке. 

Гипотеза, которую мы выдвинули, заключается в следующем – в странах с низкой ценностью личности, как правило, не развивается новая рыночная среда и компании не могут эффективно работать в условиях реальных рыночных отношений.

Исследователи Томас Доналдсон и Томас Данфи (Донадсон, Данфи, 1994) предложили так называемую интегральную теорию социальных контрактов, которая, по их мнению, могла бы стать нормативной основой теории бизнеса. Социальный контракт -- это некий  неписаный договор бизнеса  с обществом. В основе его, по мнению этих авторов,  лежат гипернормы, то есть основополагающие  принципы  человеческого бытия, такие как:

-- физическая безопасность и благополучие;

-- согласие, основанное на осведомленности;

-- обладание собственностью;

-- права на средства к существованию;

-- равное достоинство каждого человека;

-  личная свобода.

Для некоторых культур, возможно, это спорные позиции.

3.1. Ценность личности

С раннего возраста  наши привычки покоятся на неких изначально неосознаваемых ощущениях, связанных с тем, как мы должны относиться к другим людям: родителям, братьям, сестрам, друзьям, учителям,  прислуге, если таковая в семье есть (шоферу, повару и т.п.), а также многим другим людям, с которыми, взрослея, мы сталкиваемся все больше?  В какой мере они важны для нас, могут ли они нас наказать или поощрить, какие чувства мы будем испытывать, если они заболеют, станут инвалидами или … умрут? Что для нас означает смерть близкого и постороннего? И многое другое…

Чувства, переживания, мысли, поступки, связанные с перечисленными нами событиями, и есть проявления того незаметного на первый взгляд феномена, который далее мы будем именовать «ценность личности».  Кови назвал это этикой характера, а Доналдсон и Даффи  - гипернормами. Понимание  «ценности личности» как культурного и исторического феномена  объясняет возможность или невозможность выстроить в России новую информационную экономику.

«Ценность личности»  включает два важных слагаемых:

1) «значимость личности» (или по-английски value of dignity). Это  совокупность установок, которые определяют значимость конкретного человека для общества (либо отдельных социальных групп) и формируют поведение по отношению к нему. Эти установки имеют глубокие культурные корни и не зависят от отдельного человека.  В одних культурах ценность/значимость личности очень низкая, в других --  высокая;

2) «Приоритеты личности» (human values) -- это некий список приоритетов индивидуума, важный для него  в определенный период времени. Они зависят в основном от человека: его воспитания, образования, жизненного опыта, ближайшего окружения, которое он выбрал.  К приоритетам личности относятся дружба, семья, любовь, деньги, профессиональный рост и пр.

Таким образом в нашем понимании «ценность личности» - это метрика, содержащая «значимость личности» (50%) и «приоритеты личности» (50%).

Названные два слагаемых сильно переплетены и  взаимозависимы и обладают общими характеристиками или свойствами, которые мы далее будем называть «чертами». Описание черт дает возможность понять, как конкретно «ценность личности»  влияет на бизнес и управление предприятием.

Загадочные факты из «Книги рекордов Гиннеса» как исключение подтверждают важность «ценности личности» в истории человечества.

 

Индийский разбойник Бехрам  с 1790 по 1840 годы удушил рухмалом (полоской ткани) 931 жертву.

Предполагают, что Елизавета Батори, княгиня Трансильвании (1560--1615)  виновна в гибели 650 девушек. Она пила их кровь и купалась в ней, рассчитывая на то, что это сохранит ей молодость.

Колумбиец Педро Лопес изнасиловал и убил 300 девушек из Колумбии, Перу и Эквадора. Суд в 1980 году приговорил его к пожизненному заключению.

 

Условно «ценность личности»  в разных странах и у разных народов можно рассматривать в рамках континуума «низкая ценность – высокая ценность». Дистанция между этими  полюсами может быть значительной. 

Можно ли математически определить ценность личности для конкретной страны (народа)? Думаем, что точной формулы нет. Но определить содержание такого измерения (мы повторяем  термин Гирта Хофстеде), как ценность личности, можно. Если попытаться описать крайние точки континуума ценности личности, то это описание может выглядеть так, как показано в табл. 3.1. 

Таблица 3.1.

Черты культур с низкой и высокой ценностью личности

№п/п

Черты, определяющие ценность личности

Культуры с низкой ценностью личности

Культуры с высокой ценностью личности

1.

Ценность  собственной жизни

 

Низкая

Высокая

2.

 

Ценность жизни других

 

Низкая

Высокая

3.

Равноправие полов

 

Дискриминация

 

Равноправие

4.

Отношение к меньшинствам (политическим, национальным, инакомыслию и пр.)

Дискриминация

Равноправие

5.

Отношение к другим религиям и культурам

Нетерпимость

Терпимость

6.

Отношение к окружающей среде

Безразличие

Защита

7.

Соблюдение индивидуальных человеческих прав и свобод

Не соблюдаются

Соблюдаются

8.

Отношение к инвалидам, больным, немощным, старикам

Безразличие

Помощь

9.

Формальное и неформальное деление общества на группы, страты, классы, по признаку происхождению и пр.

Да

Нет

10.

Воспринимаемая ценность человека с точки зрения его образования, доходов и статуса

Осуждение или зависть

Признание

 

Два принципиальных вопроса требуют, на наш взгляд,  ответа, прежде чем мы приступим к описанию поведенческих черт, характеризующих «ценность личности», методики измерения и влияние на способность компании работать в рыночной среде.. Первый из них касается факторов, влияющих на формирование отношений к личности, а следовательно, и ценности личности в культуре того или иного народа или страны, второй – различного видения этого измерения отдельными людьми или группами людей (слоями, классами).

Существуют по крайней мере три группы факторов, влияющие на формирование ценности личности в культурах народов и стран: политические, социологические и ментальные. Все эти факторы взаимосвязаны и не могут рассматриваться как исключительно рафинированные.   Политические факторы отражают особенности политического и государственного устройства жизни народов и отношение к ценности личности политических элит. Социологические факторы отражают особенности формирования социальных слоев и групп и их активность в общественной жизни. Ментальные факторы определяют относительно устойчивые особенности сознательно-бессознательного мировосприятия и поведения людей, обусловленные психологическими, религиозными, национально-историческими традициями.

Черты культур с низкой и высокой ценностью личности  воспринимаются (и оцениваются) разными людьми по-разному. 

 

3.3. Влияние десяти черт «ценности личности» на деловую культуру

Измерение «ценность личности» влияет как на национальную культуру в целом, так и на деловую культуру, в том числе на культуру работы в командах. Многие черты ценности личности формируют деловую этику, представляющую собой основу взаимоотношений людей на предприятии. Лгать или не лгать коллегам и партнерам, соблюдать ли все контракты, отдавать ли предпочтение при найме работников местным уроженцам, а также поставщикам, использовать ли детский труд или дешевый труд нелегальных иностранных рабочих, давать ли взятки,  в какой мере обеспечивать безопасность работающих – все эти этические вопросы касаются  деловой культуры. Вместе с тем измерение «ценность личности» влияет на взаимоотношения между людьми вне контекста деловой этики. Так, например, на возможные последствия трудовых конфликтов в командах, если внедрять agile, в большей степени влияет темперамент людей, а также сдерживающие установки, сформированные в процессе воспитания.

Влияние отдельных черт измерения «ценность личности» на бизнес- процессы и бизнес-отношения отражено в табл.3.2 .

Таблица 3.2.

Влияние черт, определяющих ценность личности, на деловую культуру

№п/п

Черты, определяющие ценность личности

Влияние на деловую культуру

1.

Ценность  собственной жизни

 

 Отношение персонала к возможности жертвовать своим  временем, здоровьем  во имя интересов фирмы.

 степень пренебрежения персоналом техникой безопасности;

 возможные последствия трудовых конфликтов

2.

Ценность жизни других

 

 Отношение менеджмента  к возможности жертвы (собой, здоровьем, временем) со стороны персонала  во имя интересов фирмы;

 степень пренебрежения техникой безопасности;

 возможные последствия трудовых конфликтов, вызванных ущемлением критических для сотрудника прав, жизненных принципов;

 определение расходов на страхование жизни персонала;

 определение размера компенсационных выплат в случае смерти или получения увечий на производстве;

 использование детского труда

3.

Равноправие полов

 

Влияние на правила приема на работу и оплату труда;

отношение к клиентам, поставщикам, конкурентам, акционерам

4.

Отношение к меньшинствам (политическим, национальным, сексуальным и пр.), инакомыслию

Влияние на правила приема на работу и оплату труда;

отношение к клиентам, поставщикам, конкурентам, акционерам

5.

Отношение к другим религиям и культурам

 

Влияние на правила приема на работу и оплату труда;

отношение к клиентам, поставщикам, конкурентам, акционерам

6.

Отношение к окружающей среде

Степень пренебрежения экологическими нормами;

содержание в чистоте окружающей территорий (улиц, зданий, офисов)

7.

Соблюдение индивидуальных человеческих прав и свобод

Уровень межличностных коммуникаций;

уровень допускаемой грубости в отношении к персоналу;

возможность защиты через суд достоинства человека

8.

Отношение к инвалидам, детям-сиротам, немощным, старикам

Благотворительная и спонсорская деятельность;

дополнительные выплаты на иждивенцев в системах вознаграждения персонала

9.

Формальное и неформальное деление общества на группы, страты, классы, по признаку происхождения

Влияние на правила приема на работу и оплату труда

10.

Воспринимаемая ценность человека с точки зрения образования, доходов и статуса

Определение размера вознаграждения;

реабилитация богатства (богатый гражданин – богатая страна);

значимость образования в деловой карьере

 

Приведём лишь несколько примеров, характеризующих особенности деловых культур в связи с упомянутыми чертами «ценности личности». Считается, что жители южных стран Европейского союза в большей степени пренебрегают правилами техники безопасности, чем жители северных стран. Темпераментные народы более склонны к драматическому разрешению трудовых конфликтов, чем представители более уравновешенных народов. Размеры компенсационных выплат в России в случае увечья или смерти сотрудника будут значительно ниже, чем, например, в Австрии или Швейцарии, по причине традиционно низкой оценки стоимости жизни и здоровья  человека.

Влияние ценности личности на управление предприятием не исчерпывается ситуациями и обстоятельствами, приведенными в таблице. Ценность личности сказывается в целом на поведении людей на предприятии, на ней основывается корпоративная культура, которая впитывает нюансы человеческих взаимоотношений.

3.4. Методика оценки ценности личности

Одна из задач, которую мы ставили перед собой в ходе исследования , сводилась к формализации мнений многих людей (экспертов), чтобы с математической наглядностью их представить.

Ключевым элементом опроса была типовая анкета. Она включала 20 вопросов, по два вопроса для каждой из черт измерения «ценность личности». Первый из двух вопросов касался видения анкетируемым того, как он оценивает отношение государства к той или иной черте «ценности личности», второй вопрос –  группового и личного мнения. Наша попытка отделить групповое (общественное) и личное мнения выявила заведомо улучшенную позицию индивидуума по сравнению с групповым. Опрашиваемый приукрашивал свою индивидуальную позицию. В некоторых культурах  люди отвечают не так, как они думают, а с позиции правильного, по их представлению, ответа.

При выборе опрашиваемых не существует  дискриминирующих критериев отбора участников. Как представитель конкретной культуры любой человек может стать респондентом опроса. Мы исходили из того, что вопросы,  включенные в анкету, требуют определенного кругозора. В этой связи в число анкетируемых были вовлечены люди:

  1. старше 20 лет;
  2. имеющие высшее или неполное высшее образование;
  3. имеющие родственников за рубежом, а также выезжавшие в другие страны на отдых, учебу или по работе.

Анкетируемый должен был определить точку зрения в виде отметок на прилагаемой к вопросу шкале. Это позволяет формализовать ответы разных людей. Шкала содержит следующие значения: с левой стороны – от 5 до  0; с правой стороны -- от 0 до 5.

Предлагаемая шкала служит для определения долевой значимости ситуации, упомянутой в ответе, частоты ее появления. «0» -- разделительная точка; «5» означает, что имеет место исключительно данная (упомянутая ниже шкалы) ситуация, она имеет ключевое значение. Величины от 1 до 4 относятся к промежуточным ситуациям. На шкале следует отметить долевое участие описанных ситуаций слева (Л) и справа (П) от разделительной точки. Сумма приписанных этой ситуации баллов (Л+П) должна составлять 5.

Пример ответа на вопрос 6.1.

Вопрос 6.1.

  1. Как Вы оцените отношение  государственных органов управления  и действующего законодательства к вопросам сохранения и защиты окружающей среды в стране:

(Л) (5)----(4)----(3)-----(2)-----(1)-----0--------1-------2--------3-------4-------5 (П)

Безразличное отношение

 

Всячески защищает

 

Анкетируемый, зачеркнув 4 слева и 1 справа, показал, что в его стране государство в большей степени (если перевести в проценты, на 80 %) безразлично к вопросам сохранения и защиты окружающей среды и частично (на 20 %) проявляет заботу.

 

Обработка анкет включает:

А) Обработку ответов на каждый вопрос.

При обработке ответов на вопрос оси Л присваивается отрицательное значение, оси П – положительное. Сумма этих значений покажет, какое цифровое значение приобрел ответ на вопрос 6.1 после обработки данной анкеты.

Б) Получение сводного показателе по каждой черте.

Так, по черте  «отношение к окружающей среде» цифровые значения ответов на вопрос 6.1 суммируются и делятся на два. Это и будет оценкой черты «отношение к окружающей среде» для нашего исследования.

В) Расчет сводного показателя измерения «ценность личности». Расчет проводится на основе среднеарифметического по всем чертам, упомянутым в таблице.

 Россия в зеркале ценности личности

Опросы, на основании которых можно судить о том, как в обществе относятся к ценности личности, всегда грешат субъективностью. На своих семинарах я периодически   провожу всевозможные опросы среди слушателей (а это  бизнесмены различного уровня) относительно ценности личности в культуре России. Результаты  таких опросов, в которых участвовали более 200 чел. (206 человек) из Москвы и Сибири, приведены  в табл.3.3 .

 Оценка  черт «ценности личности» производилась  на основании ответов участников на два вопроса:

1) как, по их мнению, государство (органы власти различного уровня, действующее законодательство) относится к тому или иному аспекту ценности личности;

2) как, по их мнению, рядовые граждане относятся к этим же аспектам.

 

Таблица 3.3.

 

Экспертная оценка  ценности личности в России (от -2,5 до +2,5)

 

 

      Россия

Государство

Граждане

1. Ценность собственной жизни

0.07

0.23

2.  Ценность жизни других

-0.81

-0.09

3. Равноправие полов

2.3

1.66

4. Отношение к меньшинствам

0

-1

5. Отношение к другим религиям и культурам

1.15

-0.66

6. Сохранение и защита окружающей среды

-1.5

-1.09

7. Соблюдение  человеческих прав и свобод

0.66

2.33

8. Отношение к инвалидам, больным, немощным, старикам

-1.36

-0.66

9. Формальное  и неформальное деление на группы, страты, классы, по признаку рождения

0.33

0.16

10.  Воспринимаемая ценность человека с точки зрения его образования, доходов и статуса

1

-0.23

 

Итого:

 

+0,12

 

Как видно из таблицы, оценки ценности личности в России по отдельным чертам (параметрам)  значительно расходятся. Так, культура в России более позитивна по таким параметрам, как равноправие полов, отношение к меньшинствам, соблюдение индивидуальных человеческих прав и свобод, воспринимаемая ценность человека с точки зрения его доходов Опрос показывает также, что государство более  «жестко» настроено по отношению к личности, чем сами граждане.

            Данные опроса показывают, что существуют по крайней мере черты, которые дискриминируют в России ценность личности:

  1. Ценность жизни других,
  2. Отношение к меньшинствам (политическим, национальным), инакомыслию;
  3. Сохранение и защита окружающей среды;
  4. Отношение к инвалидам, больным, немощным, старикам.

Как можно увязать результаты нашего исследования с тем, что реально происходит в такой сфере, как бизнес,? По крайней мере, мы должны признать, что ценность личности в России как черта культуры  не благоприятствует развитию «справедливого бизнеса». Быть может, кто-то из читателей вспомнит факты, когда его возмутило чрезвычайно грубое отношение начальника к подчиненному, или факт чудовищного обмана потребителя или партнера… Или безразличие к детям-инвалидам со стороны «бизнес-сообщества». Данные таблицы частично объясняют, почему это случается.

Результаты опроса показали, что ценность личности в России по предложенной нами методике  находится в средней части континуума «низкая ценность личности – высокая ценность личности». В Туринском университете (Италия) я провел аналогичный опрос среди студентов МВА. Как я и ожидал, представление о ценности личности в их стране значительно более позитивное, чем в России. Италия в представленном на рис 3.2. континууме культур претендует на точку значительно правее, чем Россия.

Россияне -- не самые большие «противники» личности (индекс ценности личности некоторых народов и  стран можно расположить значительное левее). Возможно,  знак минус при оценке некоторых черт говорит в том числе и о  наших, как образно сказал Ле Бон, «наследственных основах мысли».

Используя этот континуум, как показано в табл.3.4., можно расположить страны в левой и правой части от нуля. И с высокой вероятностью блок стран слева (блок 1) – это страны с сельскохозяйственным типом управления (КНДР, страны Африки), справа (блок 3) – страны  индустриальные, в том числе страны, двигающиеся к новой информационной экономике (США, Канада, страны Западной Европы). Посредине (около нуля, блок 2)  Россия, страны СНГ, Китай, возможно, некоторые страны Латинской Америки и Африки.

Таблица  3.4.

              -2,5                                       0                                           +2,5

 

Блок 1

Блок 2

Блок 3

КНДР

Россия

США, Канада

Большинство стран Африки

Китай

Страны Западной Европы

Некоторые страны Ближнего и Среднего Востока

Латинская Америка

Австралия, Новая Зеландия

Некоторые постсоветские страны Средней Азии

Молдова, Грузия, Украина, Беларусь

Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг

Таким образом, говоря о заимствовании передового опыта, мы должны признать, что не всякие управленческие инновации приживутся в России, в особенности если это касается взаимоотношений людей. Можно предположить, что  три блока стран в таблице  – это три страновых кластера.  Обмен управленческим опытом (не предпринимательским) внутри кластера (блока) происходит относительно успешно. Гораздо сложнее  опыт переносится на соседний кластер  (например, заимствование опыта США (блок 3) в России (блок 2) и практически не работает перенос опыта, если речь идет о двух крайних кластерах (например, внедрение американского опыта (блок 3) в КНДР, Африке (блок 1)".

©М.М.Колонтай М.М. При распространении ссылка на автора обязательна.

 

Контакты

 

1. КОЛОНТАЙ Михаил Михайлович -  Преподавание как искусство!

Корпоративное обучение по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству.

Новую книгу М.М.Колонтая "Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде" (М., 2018) можно приобрести в Русской школе управления (www.uprav.ru). 

2.  Зайдите на мою страничку на www.facebook.com  и получайте постоянный доступ к моим публикациям, рекомендуемым мною статьям (для слушателей программы МВА), а также возможность напрямую контактировать со мной. Доступ к учебным материалам на сайте (папка "Материалы"), к сожалению, имеют только слушатели моих программ обучения в РАНХиГС, Мирбисе, РШУ, а также корпоративные клиенты.  

В Твиттере  мой аккаунт @Mkolontay.

ВКонтакте  Mikhail Kolontay.

3. Для оперативной связи по вопросам обучения и консалтинга:

Людмила Попова, эксперт-консультант:

E-mail: mkolontay@gmail.com

Тел.: +7(916) 36-93-791 

 

ЗАБАВНОЕ,  ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ  здесь

Новости

Дорогие друзья, коллеги, слушатели программ МВА и бизнес-семинаров, а также случайные посетители этого сайта! Настоящий сайт www.mkolontay.ru ...