ЭДУАРД МАНЕ: «шум бульвара утих"

 

Ежегодные художественные выставки в Париже или так называемые Салоны были яркими  событиями культурной жизни  Франции времен второй империи.  Но то, что произошло в Салоне в 1865 году, французская столица не видела  ранее. Сотни мужчин и женщин неистово осаждали одну из картин выставки, выкрикивая ругательства и энергично размахивая тростями и зонтиками. Администрации, после безуспешных попыток утихомирить публику, пришлось распорядиться повесить злополучную картину к самому потолку…

 

 

Такого приема удостоилось в парижском Салоне картина тогда ещё молодого художника Эдуарда Мане «Олимпия». На картине изображена обнаженная молодая женщина, лежащая на убранной в восточном стиле кровати, прислуга-негритянка с букетом цветов в руках и воинственно выгнувший спину черный кот. Сюжет напоминал «Венеру Урбинскую» Тициана, но, в отличие от героини Тициана, в «Олимпии» было так много естественного, с его прелестями и недостатками, с его человеческими, а не идеальными чертами, что это не могло не вызвать возмущения у поклонников классических канонов. И, конечно, никто из тех обиженных в своих чувствах ценителей искусства не мог и предположить, что непристойная «Олимпия» станет французским национальным достоянием.

 «Это существо гарема, оплачиваемое по тарифу, ее профессия была очевидна для публики того времени…» -- так деликатно оправдает поведение парижан директор музея д’Орсе и главный хранитель национальных музеев Франции Франсуаза Кашен в конце уже ХХ века.

Прошло сто тридцать пять лет со дня смерти Эдуарда Мане. Сама история — этот лучший и справедливый судья — доказала, кто был прав в тех жарких сражениях за искусство, которые то и дело разгорались на парижских художественных выставках. Вряд ли сейчас кого-либо интересует творчество Жюля Бретона, фаворита публики и художественной критики тех лет, а искусство Мане не оставляет людей равнодушными и сегодня.

Эдуарду Мане, говоря словами Андре Моруа, выпала опасная удача: обеспеченное детство. Его отец, Огюст Мане, был главой департамента в министерстве юстиции — судьей в парижском апелляционном суде. Положение отца позволило сыну, сделавшись живописцем, прожить безбедно жизнь, почти не продавая картин.

Эволюция Мане как художника прошла три периода. В ранних работах, относящихся к 1860-м годам, чувствуется его увлечение миром театральных превращений, в котором есть место и интригующим обстоятельствам, пестрым одеждам и нежной, меланхоличной грусти героев. Таким для нас представляется его  трогательный «Флейтист». В эти годы молодой Мане в качестве эксперимента пробует применить некоторые из сюжетов Возрождения для изображения современной ему действительности. Так рождаются «Завтрак на траве» (1862г.), парафраз «Сельского концерта» Джорджоне,           и знаменитая нашумевшая  «Олимпия» (1863г.), о которой я упомянул вначале.

1870-е годы знаменуют новый этап в творчестве Мане — переход к «импрессионистической» живописи. Не без влияния О. Ренуара, Клода Моне, Э. Дега художник начинает формировать живописную манеру, основанную на игре чистого цвета, поиске новых цветовых сочетаний и оттенков. В такой манере, в частности, написаны его «Бал-маскарад в Опере», «За кружкой пива», «В лодке».

Поздний Мане отмечен особым пристрастием к портрету, который для него был столь же трудным, как и любимым жанром. Художник писал: «Никто не знает, как трудно поместить на полотне одну фигуру и концентрировать на этой единственной и одинокой фигуре весь интерес, сохраняя ее полной жизни».

Мане принадлежит замечательная портретная серия современников, в том числе портреты друзей и близких: писателя Стефана Малларме, Жанны Дюваль, креолки Санто-Доминго, возлюбленной Ш. Бодлера, жены, замечательный автопортрет. Но, конечно, вершиной творчества Мане является «Бар в «Фоли-Бержер». Это его последняя картина. Она написана художником в 1882 году за несколько месяцев до смерти.

 

Для Мане «Бар Фоли-Бержер» не только лучшее произведение, но и выражение всего его творческого пути, исканий, чувств, идей. Нет другого полотна, которое так полно выражало бы его восприятие, мысли, чуткую любовь к миру и человеку, к красоте жизни, его благородную грусть. «Меланхоличный идол» — так назвал один из современников героиню «Бара». В ней и одиночество человека, волею жизненных обстоятельств поставленного за мраморную стойку бара, и грусть неисполненных надежд, и красота нераскрывшихся сил юности, и мечтательность девичьей натуры... В ней, наконец, воплощение чувств и мыслей самого художника, бесконечно любившего мир и людей и посвятившего им свое искусство.

«Его карьера художника продолжалась не более двадцати лет, в течение которых его обаяние затмевало даже в лучших умах его величие художника, -- этими словами заканчивает книгу об Эдуарде Мане Франсуаза Кашен. -- Шум бульвара утих. Медленно приближалась слава».

©М.Колонтай, 2017

Контакты

 

1. ЗАБАВНОЕ,  ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ  здесь

2. КОЛОНТАЙ Михаил Михайлович, корпоративное обучение по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству.

3.  Зайдите на мою страничку на www.facebook.com  и получайте постоянный доступ к моим публикациям, рекомендуемым мною статьям (для слушателей программы МВА), а также возможность напрямую контактировать со мной. Доступ к учебным материалам на сайте (папка "Материалы"), к сожалению, имеют только слушатели моих программ обучения в РАНХиГС, Мирбисе, РШУ, а также корпоративные клиенты.  

В Твиттере  мой аккаунт @Mkolontay.

ВКонтакте  Mikhail Kolontay.

3. Для оперативной связи по вопросам обучения и консалтинга:

Людмила Попова, эксперт-консультант:

E-mail: mkolontay@gmail.com

Тел.: +7(916) 382 76-40 

 

Новости

Дорогие друзья, коллеги, слушатели программ МВА и бизнес-семинаров, а также случайные посетители этого сайта! Настоящий сайт www.mkolontay.ru ...